Право на жизнь
Эта статья – наблюдение. Наблюдение за жизнью и о жизни, о клиентах и себе. Начну с предыстории.
Меня однажды очень впечатлила сценка в автобусе. На остановке в переполненный автобус вошел старенький дедушка-участник войны. Он даже не вошел, а очень шустро и юрко забежал. И мигом (даже не замешкавшись на входе, высматривая место) сориентировался в ситуации: пробрался к сидящим и попросил уступить место. Сидевшая девушка тут же сделала попытку подняться, на что он посадил ее: «Сиди, доченька. Тут мОлодцы есть, они и уступят». Он и вправду направлялся именно к сидящим молодым ребятам. Одному из них ничего не оставалось, как встать и уступить место. Именно тогда я впервые подумала про право на жизнь, про право (ощущение, что имеешь это право) на свое место в жизни. И как-то эта мысль у меня тут же связалась с работой.
Поясню. Это был яркий (и достойный уважения!) пример того, что человек даже не сомневался в своем праве быть здесь и занимать место и не стеснялся просить об этом.
Но в работе с клиентами и в жизни, к сожалению, гораздо чаще приходится наблюдать противоположное: внутреннее отсутствие этого права, сомнения в том, что вообще имеешь право жить, а тем более жить хорошо. Конечно, мало кто признается в этом другим - в этом чувстве сложно признаться даже самому себе. Однако, думаю, эта тема заслуживает рассмотрения именно по причине ее важности.
Ведь внутреннее ощущение своего «права» или «бесправия» - это, по сути, фундамент личности, на котором строится характер человека, его отношения и его судьба.
Можно представить, как складывается жизнь у человека, который не сомневается в своем «праве на жизнь», который уверен в себе, имеет чувство собственного достоинства, самоуважения и адекватную самооценку. И как она складывается у человека, неуверенного, страдающего от низкой самооценки и самобичеваний, сомневающегося в себе, своих силах, возможностях, способностях, и тем более в праве БЫТЬ, жить, занимать место…
Я думаю, что и Вы тоже встречали подобных людей и даже не раз.
Такое внутреннее ощущение может проявляться самыми разнообразными способами. Это могут именно внутренние ощущения: например, сомнения человека в том, что он имеет право занимать «место под солнцем»,
отсутствие ощущения себя достойным, имеющим право занимать место в жизни.
сомнения в том, что имеет право жить собственной жизнью, (например, они живут не своей жизнью, а отказываются от нее в чужую пользу: помогают кому-то близкому, считая, что без них не справятся)
попытки угождать все время другим и удовлетворять чужие желания.
Иногда люди вообще не знают, чего хотят сами, зато очень хорошо знают, чего хотят, ожидают от них другие и всеми силами пытаются удовлетворить их.
Как правило, в этом случае присутствует нарушение границ (границ в отношениях с другими людьми, с самим собой, временнЫх границ),
Наблюдается снижение самооценки, нелюбовь к себе, позволение ездить на себе, неумение или страх говорить нет, созависимость/зависимость в отношениях.
Это внутреннее ощущение может проявляться даже внешне, в поведении. Иногда такие люди как будто всей своей жизнью, жизненной историей, и поведением транслируют, что они не чувствуют своего права на жизнь, права на свое место в жизни. Как будто они не имеют права вообще занимать место, и находится где-то, будто извиняются всем своим видом не просто за себя, а за свое существование. Это заметно даже в том, как они садятся на стул и располагаются в нем: точнее, не располагаются, а неудобно пристраиваются на краешке. Возникла мысль, что это не просто вопрос о доверии-недоверии и безопасности – небезопасности, а базовое ощущение своего права (или отсутствия права) на жизнь, на присутствие в этом мире. Когда я это заметила и стала спрашивать об этом клиентов (с которыми возникает это ощущение), они всегда начинали плакать и соглашались. Здесь тоже, думаю, стоит объяснить: слезы – это признак сильных чувств, переживаний, признак того, что мы попали в «цель».
Интересно кто забрал или не дал им этого права? Я не знаю наверняка, откуда оно берется, но по моим наблюдениям, это может происходить разными способами. Например, когда родители предъявляли завышенные требования к ребенку и показывали свое разочарование им или его успехами. Когда взваливали на ребенка непосильную вину за свой неудавшийся брак. Когда давали ему понять или говорили открыто, что он был нежеланным. Есть даже предположение, что это чувство могло быть заложено в ребенка еще до его рождения, если он был нежеланным. Также родители могут передавать свое отношение к миру своим детям: если родители отказываются от своей жизни в угоду другим, если они сами не знают, чего хотят, то они просто не могут передать нормальной модели отношения к миру и своим детям.
И думаю, что терапия в этом случае должна делать упор на то, чтобы клиент сам дал себе это право, осознал, что оно есть у каждого от рождения – право быть, право жить, и жить хорошо. Раз Я присутствую в этом мире, раз Мне свыше была дана жизнь, то и у Меня не должно возникать сомнений в том, что Я здесь занимаю свое место по ПРАВУ.